18 марта 2025 года

C каждым годом получение мер социальной поддержки становится доступнее и технологичнее, при этом учитываются индивидуальные потребности и жизненные ситуации каждого человека.
Вопрос о повышении эффективности работы сферы социальной защиты населения, включая сокращение сроков предоставления социальных услуг, рассмотрели на заседании Президиума Правительства Москвы. По итогам заседания Сергей Собянин поручил продолжить эту работу.
Современная, качественная и удобная система соцзащиты сопровождает москвичей на протяжении всей жизни, отметила в своем докладе Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития. Различными мерами поддержки пользуются около 4,5 миллиона горожан, или каждый третий москвич. Из года в год бюджет столицы сохраняет свою социальную направленность.
Важнейшее направление работы социальной защиты — повышение доступности и адресности социальной помощи для нуждающихся москвичей.
Москва обеспечивает самые высокие стандарты социальной поддержки горожан, при этом сохраняет лучшие традиции и внедряет новые гибкие и эффективные инструменты помощи. Например, благодаря цифровизации в рамках нового стандарта удалось в два раза — с 10 до пяти рабочих дней — сократить время рассмотрения заявления о признании человека нуждающимся в социальном обслуживании.
Намного удобнее и быстрее стала и сама процедура оформления услуги. Сейчас заявку можно подать в центре госуслуг «Мои документы» или в электронном виде на портале mos.ru (в том числе с помощью родственников, знакомых или соседей).
Диагностика проводится в максимально доброжелательной и неформальной обстановке. Полученные данные вносятся в электронную систему, которая при помощи специальных алгоритмов оценивает функциональное состояние человека и формирует индивидуальную программу социального обслуживания с максимальным набором социальных услуг.
Модернизация домов-интернатов позволила превратить их в комфортные социальные дома, условия проживания в которых максимально приближены к домашним.
Для молодых людей с ментальными особенностями создаются условия для максимальной социализации вплоть до трудоустройства и самостоятельного проживания.
С 1 января 2024 года в Москве заработало Социальное казначейство — первый в стране единый центр обработки заявок на получение мер поддержки для всех категорий москвичей. Специалисты казначейства принимают решения о назначении более 90 различных льгот, пособий и социальных выплат. В прошлом году в Социальное казначейство обратились свыше трех миллионов москвичей.
В 2023–2024 годах в столице полностью обновили московскую информационную систему социального обслуживания. По сути, она была создана заново. Сегодня эта современная цифровая платформа включает большое число подсистем, которые разделены на два крупных блока.
Первый связан с автоматизацией работы социального казначейства и услуг соцподдержки. Например, он включает обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение, выплаты на детей, поддержку многодетных семей.
Второй блок предназначен для автоматизации других направлений работы городской системы соцзащиты. В частности, сюда относятся сфера опеки, услуги по выдаче технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий.
Создана единая централизованная база данных, которая объединила разрозненные информационные системы социальной защиты Москвы. В нее перенесены миллионы записей, которые содержат данные о получателях 86 государственных услуг. Московская информационная система социального обслуживания теперь позволяет отслеживать назначения, проверять права и оказывать меры поддержки посредством автоматизации. Например, если горожанин посетил пункт выдачи технических средств реабилитации, а перед этим обновил свои паспортные данные, в системе зафиксируются изменения. Или если человек изменил расчетный счет для получения выплат и указал, что все прочие данные должны быть привязаны к этому счету, система автоматически выполнит необходимые обновления.
Отказ от бумажного документооборота и обмена файлами, создание витрин данных и активное внедрение современных технологий позволят в среднем в два раза сократить сроки назначения выплат. Кроме того, цифровая трансформация обеспечит технологический задел для перехода на проактивное (без подачи заявлений) оказание социальных услуг нуждающимся горожанам.
Кроме того, в Москве реализуется более 20 проектов по цифровизации, созданию и развитию городских систем в сфере социальной защиты населения. С 2019 года успешно работает и развивается информационная система долговременного ухода и социальные стационары. Система предназначена для выявления и формирования адресных программ помощи москвичам, нуждающимся в обслуживании на дому или в условиях стационара. Ее использование повышает скорость и качество предоставления социальных услуг, а за счет отказа от бумажного документооборота сокращаются издержки. К примеру, в два раза — с 10 до пяти рабочих дней — сократилось время рассмотрения заявления о признании человека нуждающимся в социальном обслуживании. В 2024 году проект занял первое место в номинации «Социальная сфера» II Национальной премии за вклад в развитие цифровизации городского хозяйства «Умный город».
Активно развивается информационная система «Москва — добрый город». Одноименный конкурс грантов для социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО) проводится с 2019 года. В его рамках за шесть лет финансовую поддержку города получили 648 проектов НКО.
С 2022 года договоры с НКО-победителями заключают в электронном виде и подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью (ранее документы подписывали на бумаге). С 2024-го автоматизировали процесс формирования отчетности (финансовой и аналитической). А в 2025 году планируется полностью перейти на электронную форму предоставления всех отчетных документов. Таким образом, в информационной системе будет реализован полный цикл проведения конкурса в электронном виде — от подачи заявки до формирования отчетности по итогам реализации проектов на средства грантов. Кроме того, на этой же цифровой платформе проводится электронный отбор НКО для предоставления городских помещений в безвозмездное пользование на срок до трех лет.
С 2021 года работает единая справочная служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по номеру: +7 495 870-44-44. В 2024-м ее специалисты приняли и обработали 3,2 миллиона звонков и обращений из чат-ботов.
С мая 2024 года на сайте ведомства работает чат-бот Добрыня — виртуальный помощник москвичей в вопросах социальных услуг. Наиболее популярные запросы — проверка очереди на санаторно-курортное лечение, выплаты и социальная поддержка, а также запись на онлайн-консультацию.
При необходимости Добрыня подробно разъяснит содержание и правила работы востребованных социальных программ (например, надомное социальное обслуживание, проекты «Московское долголетие» и «Добрый автобус») либо переадресует на соответствующие разделы сайтов mos.ru и dszn.ru, где можно ознакомиться с подробностями той или иной социальной услуги.
В разговоре с Добрыней можно узнать о размерах социальных выплат и о том, сколько времени займет оформление тех или иных услуг, например запись на реабилитацию или постановка на учет для получения санаторно-курортной путевки.
Если Добрыня не может дать точный ответ, на вопрос в чате оперативно ответит сотрудник единой справочной службы Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. С момента появления чат-бот обработал свыше 20 тысяч обращений москвичей, и лишь для 15 процентов из них потребовалась помощь оператора.
C каждым годом получение различных мер социальной поддержки становится доступнее и технологичнее, при этом учитываются индивидуальные потребности и жизненные ситуации каждого человека. Клиентские пути горожан продуманы так, чтобы у них была возможность получать большинство мер соцподдержки и всю необходимую информацию не выходя из дома.
Внедрение новой системы социального обслуживания позволило досрочно достичь целей указа Президента Российской Федерации о национальных целях развития страны до 2030 года и на перспективу до 2036 года (достижение к 2030 году цифровой зрелости сферы социальной защиты, предполагающей автоматизацию большей части процессов в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных).
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы