4 августа 2022 года
Физкультура и спорт полезны для здоровья и развития каждого ребенка, а для особенных детей физическая активность — обязательная часть реабилитации. С начала года в особых семейных центрах проведено уже более 5 тысяч спортивных занятий с детьми. Подробнее об этом рассказывает специалист особого семейного центра имени Г.И. Россолимо Сергей Маркин.
Занятия по адаптивной физической культуре в индивидуальном и групповом формате посещают все воспитанники особых семейных центров. На групповых занятиях дети играют в подвижные игры, в том числе с элементами различных видов спорта.
«Работая с ребенком, необходимо уделять внимание не только упражнениям, но и инвентарю, месту, времени и темпу проведения занятия. Наши специалисты всегда ориентируются на детей: кто-то из ребят лучше воспринимает информацию на слух, кому-то нужно показать, с кем-то следует говорить чуть громче, с кем-то — чуть тише. Для многих ребят важен тактильный контакт», — отмечает Сергей Маркин.
У 8-летнего Артема расстройство аутистического спектра. Наибольший интерес у него вызывают циклические упражнения. Специалисты центра подобрали для мальчика подходящие спортивные активности. Он с удовольствием занимается на велотренажере, рокерборде, батуте и фитболе. На первом занятии инструктор помог Артему освоиться в новом помещении, изучить окружающие предметы. После того, как мальчику подобрали подходящую активность, он стал более уравновешенным и всегда приходит на занятия с отличным настроением.
У воспитанницы особого семейного центра Александры детский церебральный паралич в легкой форме. Девочке назначены упражнения с тактильными предметами: мячами и ковриками. Саша с удовольствием бросает мячики в корзину и кольцо, под руководством инструктора осваивает технику баскетбола, занимается на массажном и ортопедическом ковриках. Такие упражнения очень полезны для исправления плоскостопия и развития мелкой моторики.
В особых семейных центрах для каждого ребенка подбирают ту активность, которая ему доступна, интересна и мотивирует к дальнейшим занятиям. Инструктор адаптирует спортивные игры под возможности конкретного воспитанника центра. Например, обычный баскетбольный мяч — тяжелый и жесткий, не каждому под силу его бросить или поймать. Поэтому специалисты используют инвентарь из другого материала, более подходящего размера и веса.
Если у ребенка плохо работает кисть и ему сложно удержать мяч, то можно надеть на него крест-накрест широкие резинки. Высоту корзины также можно адаптировать, используя специальные низкие стойки. Часть инвентаря изготавливается из подручных средств. Например, изолентой или веревкой скрепляют обручи между собой и подвешивают к основному кольцу. Так появляется несколько колец на разной высоте для детей, которые играют сидя.
«Мы стараемся организовать занятия так, чтобы ребенок не только получал необходимую физическую нагрузку, но и испытывал положительные эмоции. И здесь на помощь приходят спортивные игры, которые можно и нужно адаптировать под возможности наших ребят», — рассказывает специалист.
Чтобы найти подходящий вид физической активности для особого ребенка, нужно учитывать периодичность, с которой могут проводиться занятия — здесь особенно важна регулярность.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров», «Дом детей» и центр им. Г.И. Россолимо. При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы