Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

В реабилитационно-образовательных центрах Москвы идет подготовка к выпускным и вступительным экзаменам

26 мая 2022 года

В реабилитационно-образовательных центрах Москвы идет подготовка к выпускным и вступительным экзаменам

В московских реабилитационно-образовательных центрах столичного Департамента труда и соцзащиты учатся порядка 2 тысяч детей с особенностями здоровья. Каждый год и ученики, и учителя готовятся к выпускным экзаменам. Подготовка идет со всех сторон, ведь ЕГЭ и ОГЭ — это большой стресс для всех участников: и для детей, и для родителей, и для педагогов. Специалисты столичных центров реабилитации и образования помогают ребятам в подготовке и стараются снизить психологическое напряжение.

«Выпускники часто волнуются. Им кажется, что они попросту не успеют весь материал повторить к экзаменам. Взрослые могут помочь детям в распределении учебного материала по дням — нужно определить ежедневную нагрузку, составить план. Это помогает также справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учебный материал вполне реально, времени достаточно», — рассказывает Елена Зверкова, педагог-психолог Реабилитационно-образовательного центра № 76.

Важно помнить: чем раньше начать подготовку и составить план работы, тем лучше. Тут необходимо четко определить, сколько дней и времени будет отведено каждому из предметов. Необходимо разумно подойти к планированию дня и чередовать занятия и отдых.

«Начать подготовку лучше с самого трудного предмета. Зачастую он вызывает наибольшее количество стресса и неприятных мыслей, и после того как подготовка завершена, остальные задачи решаются гораздо легче, с наибольшим энтузиазмом.
Но если сложно приступить, то можно начать и с того предмета, который больше всего нравится. Если начинать с любимого предмета, формируются мотивация и интерес к поставленной цели, в данном случае к успешной сдаче экзамена»,
 — объясняет Ксения Бахтина, педагог-психолог Школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых.

Настройте ребенка на успех

Помогите ему нарисовать в голове позитивную картину и объясните, что, готовясь к экзаменам, никогда не надо думать, что успешная сдача — это невероятно сложно. Необходимо настроиться на победу.

«В процессе подготовки к экзаменам подбадривайте ребенка, говорите ему о том, что вы в него верите. Чем больше ребенок боится неудачи, тем более высока вероятность допустить ошибки. Но при этом следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это помогает ему чувствовать себя более уверенно», — говорит Марина Бессмертная, педагог-психолог РОЦ № 76.

Создайте комфортную обстановку

Сильное волнение приводит к ступору. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением, поэтому залог успеха — это не только высокий балл, но и психологическая устойчивость и душевное равновесие школьников. Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание выразить свою точку зрения, уместный юмор — все это способствует проявлению положительных эмоций.

В Центре реабилитации и образования № 4 регулярно проводятся групповые занятия с педагогом-психологом. Для девятиклассников разрабатывается индивидуальный план психологической поддержки, а с начала второго полугодия в расписание вводится один час в неделю на занятия с элементами тренинга «Ура! У нас экзамены!». Они направлены на развитие памяти и внимания, а также профилактику тревожности.

«Мы акцентируем внимание старшеклассников на уверенности в своих силах, устойчивости по отношению к последующим нагрузкам. Работа со страхами, переживаниями дает положительный результат. Выпускник учится смелее высказываться, выражать свою точку зрения и уверенно держать себя даже в сложной непривычной обстановке», — рассказывает Татьяна Черещук, педагог-психолог ЦРО № 4.

Изучите упражнения для борьбы с тревожностью

На экзамене ребенок может растеряться, в этом случае помогут простые навыки релаксации. Специалисты Комплексного реабилитационно-образовательного центра отрабатывают с детьми эту практику заранее: мало ознакомить с ней учащихся, необходимо уметь переключать внимание. Например, во время обучения воспитанники центра практически ежедневно выполняют упражнение «Квадратное дыхание»: нужно дышать, считая про себя, и делать глубокий вдох на два счета, паузу на два счета, выдох на два счета, паузу и расслабление на два счета.

«Еще один вариант снять тревогу — „заземлиться“. Например, найти пять предметов красного цвета в том помещении, в котором ты находишься, или найти пять предметов рядом с собой, которые ты можешь потрогать. Также можно почувствовать все части тела, которые соприкасаются с разными поверхностями: руки на подлокотниках, спину и нижнюю часть тела на коляске, ноги на полу. Этот способ тоже требует предварительной отработки. А еще есть очень простой вариант отвлечься — съесть маленький кусочек шоколада», — рассказывает Александра Грищенко, педагог-психолог КРОЦ.

Проведите репетицию экзамена

Большое подспорье в подготовке — тренировочные экзамены, это симуляция настоящего экзамена. Например, педагоги Реабилитационной школы-интерната № 32 вместе с учениками отрабатывают навык заполнения бланков регистрации и иных документов, а в процессе подготовки обязательно используются черные гелевые ручки, прямо как на экзамене.

В Школе-интернате № 1, где учатся ребята с тяжелыми нарушениями зрения, подготовка к технической стороне экзамена отличается. Для незрячих школьников на аттестации в 10 и 12 классах создаются специальные условия: они могут записывать ответы шрифтом Брайля, получать контрольно-измерительные материалы на шрифте Брайля, использовать на экзамене брайлевский прибор и грифель, брайлевскую механическую печатную машинку или компьютер без подсказок и выхода в интернет. Также ученик имеет право на наличие ассистента.

Используйте разные способы запоминания информации

Заранее помогите ребенку подготовить список непонятных вопросов, и чем они будут конкретнее, тем лучше. Даже если несколько раз уточнить что-то перед экзаменом, то в момент сдачи будешь уверенным, что не осталось ни одного непроработанного момента.

В Центре реабилитации и образования № 7 при подготовке к экзамену педагоги активно используют цифровые инструменты. Например, при подготовке к экзамену по информатике ребята занимаются с роботом-манипулятором и решают задачи по программированию. Практические задания по точным наукам решаются с помощью программ виртуальной реальности и электронных приложений. Учителя-предметники составляют понятные и доступные алгоритмы решения заданий ЕГЭ и ОГЭ, используют приемы мнемотехники для лучшего запоминания объемных тем.

«Важно предоставить воспитаннику способы запоминания информации „с секретом“, которые в ответственный момент помогут вспомнить, улыбнуться и выполнить самые сложные задания. Например, „Целую, милая“! Дети запоминают эту фразу как ответ на задание ЕГЭ по спряжению и гласным в суффиксах причастий и, без сомнения, выберут правильный вариант ответа на экзамене», — рассказывает Елена Каверина, учитель русского языка и литературы ЦРО № 7.

Обеспечьте отдых

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, это очень важно для нормального самочувствия и хорошей работоспособности. Можно совершить небольшую прогулку, но главное, хорошенько выспаться, чтобы наутро чувствовать себя хорошо, с ощущением «боевого» настроя.

Помощь рядом

Чтобы записать ребенка в Школу-интернат № 1, Центр реабилитации и образования № 4, Реабилитационную школу-интернат № 32, Реабилитационно-образовательный центр № 76 или Комплексный реабилитационно-образовательный центр, родителям необходимо обратиться в учреждение напрямую.

Чтобы пройти курс в Центре реабилитации и образования № 7, родителям или законным представителям ребенка необходимо обратиться в территориальный центр социального обслуживания по месту жительства.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме