12 апреля 2022 года
Более 400 незрячих и слабовидящих детей посещают занятия в особых семейных центрах столицы. С ними проводится много разнообразных занятий и мастер-классов. Например, в особом семейном центре «Роза ветров» уже более 15 лет существует музыкальный оркестр. Благодаря участию в нем ребята развивают творческие способности, обретают новых друзей, учатся выступать на сцене. Подробнее об этом рассказывает учитель-дефектолог особого семейного центра «Роза ветров» Елена Анисимова.
В особый семейный центр обратилась Татьяна, мама 12-летнего Влада, который не видит с рождения. Мальчик — вынужденный левша, правая рука нерабочая из-за детского церебрального паралича.
Влад учится в 4-м классе, освоил азбуку Брайля (рельефно-точечный тактильный шрифт, позволяет незрячим людям читать и писать). Любит музыку, знает эстрадных артистов и распознает их по голосам.
Сотрудники центра предложили мальчику место в инструментальном оркестре. Сейчас в нем участвуют 37 детей в возрасте от 5 до 17 лет. Ребята c ограниченными возможностями здоровья играют на колокольчиках, металлофонах, треугольниках, бубнах, маракасах, блок-тоне. Среди достижений юных музыкантов — победы и призовые места на городских и всероссийских конкурсах и фестивалях.
«Музыка — практически единственное увлечение Владика. Когда он, новорожденный, лежал в кувезе в отделении для недоношенных, я приносила MP3-плеер с классическими мелодиями. Сын уже тогда их полюбил. В дальнейшем я старалась дать ему возможность развиваться в этом направлении. Сейчас мне очень приятно видеть, как он выступает вместе с ребятами. Я горжусь им, и это во многом заслуга специалистов центра. Спасибо им огромное!» — говорит Татьяна.
Чувствовать мир через музыку
На концертах ребята держат осанку и улыбаются — ведут себя как настоящие артисты. Выступая на сцене и участвуя в конкурсах, они преодолевают стеснительность, становятся более уверенными в себе, им приятно дарить радость зрителям.
«Музыка развивает у детей дисциплинированность, помогает социализироваться. Незрячие ребята часто малоэмоциональны, но, занимаясь творчеством, они улыбаются, испытывают радость. Оркестр дарит им еще и общение, возможность почувствовать себя частью коллектива. И родители довольны, что дети задействованы в важной работе», — отмечает Елена.
В жизни незрячих ребят музыка играет огромную роль, в том числе потому, что у них крайне ограниченный выбор возможных занятий. Ни рисованием, ни керамикой, ни бисероплетением заниматься они не могут.
Оркестром в особом семейном центре руководит педагог дополнительного образования Елена Громова. Она работает как с коллективом, так и индивидуально, потому что многим детям требуется значительно больше внимания со стороны педагогов — каждому нужно показать, что и как он должен делать. В этом помогает учитель-дефектолог. «Моя роль в том, чтобы напоминать ребятам, если они что-то забывают делать: приучать их к правильной осанке, подсказывать, как себя вести и держать голову. Все это отрабатывается вне репетиций. Пособия, игры, упражнения подбираются под каждого ребенка», — говорит Елена.
Выбор инструмента
На музыку новенькие ребята ходят по одному, пробуют разные инструменты и пошагово их изучают. Сначала педагог рассказывает об инструменте, затем дает его ребенку в руки и рассказывает детально, как он выглядит, из чего состоит: деревянная коробочка, а внутри колокольчики, длинная или короткая ручка. Это тамбурин. «У Влада очень хороший слух, он любит петь. Поскольку мальчик все делает одной рукой, инструмент мы подбирали соответствующий: колокольчики, маракасы. Сейчас Влад уже приноровился: левой рукой играет, а правой держит ксилофон. Еще он научился по звуку играть на деревянных ложках, четко попадает одной в другую. Любимое упражнение Влада — подбирать на металлофоне мелодии к музыке, которая звучит на включенном проигрывателе», — рассказывает Елена.
Сейчас Влад играет на тамбурине, а его друг Матвей — на маракасах. Ребята очень стараются. К оркестру скоро присоединится еще один незрячий ребенок, Ваня. С ним предстоит усиленно поработать — учитель-дефектолог поможет справляться с непростыми именно для него задачами.
Справочно
Московские центры социальной поддержки и реабилитации оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г. И. Россолимо «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы