27 октября 2020 года

Кардинальные перемены в сознании и организме зачастую вызывают у подростков изменения характера не в лучшую сторону, неврозы. Не все позволяют себе открыто проявлять эти негативные чувства в силу воспитания, потому подавляют их. Если подросток не находит способа выразить свой гнев, он может впасть в депрессию. Как возникает это состояние и что делать родителям, рассказывает специалист Московской службы психологической помощи Надежда Ефимова.
Тревожные звоночки
Депрессия — стойкое продолжительное снижение настроения. Она может возникать в любом возрасте и свидетельствует о подавлении сильных эмоций, недовольстве собой.
К симптомам депрессии относятся:
- подавленное или постоянно меняющееся настроение в течение продолжительного времени;
- снижение / потеря интереса практически к любой деятельности (ухудшается школьная успеваемость; возникает нежелание учиться и идти в школу);
- снижение или повышение аппетита (изменение веса более чем на 5% в течение месяца);
- нарушение сна (постоянная сонливость или бессонница);
- психомоторное (мыслительное, двигательное) возбуждение или заторможенность, которая наблюдается каждый день, чередование этих состояний;
- жалобы на плохое самочувствие (отсутствие сил, ощущение усталости, падение жизненного тонуса);
- комплекс неполноценности или основная депрессивная идея в отношении самого себя (ребенок может говорить «я никому не нужен», «меня никто не любит», «я плохой», «я тупой, я бестолковый»);
- снижение способности к концентрации внимания, нерешительность, замкнутость, безразличие;
- мысли о смерти, суицидальное настроение, разработка плана, попытка самоубийства.
«Если у подростка наблюдаются половина и более перечисленных симптомов на протяжении более двух недель, высока вероятность того, что специалист может поставить диагноз «депрессивный эпизод», — отмечает психолог.
Понять, что нужно изменить
По мнению американского клинического психолога и психотерапевта Дугласа Райли, чтобы лучше понять депрессию, следует рассматривать ее не только как определенное заболевание или набор симптомов, но и как некое послание. На самом деле депрессия пытается сообщить нам, что нечто в нашей жизни следует изменить, чтобы почувствовать себя лучше.
Депрессивное состояние дает нам обратную связь относительно неблагополучия трех аспектов нашей жизни:
- Биохимия— нарушения физиологического характера, заболевания, влияние лекарственных препаратов на организм, гормональные нарушения.
- Стресс, вызванный внешними условиями (неблагоприятной обстановкой в семье, появлением другого ребенка, утратой близкого, разрывом отношений, неудачами в учебе, негативным отношением учителя).
- Негативные мысли и убеждения о себе и окружающих: «я хочу умереть», «я хуже всех», «я ни на что не гожусь», «я никогда никому не понравлюсь», «ко мне несправедливы», «я не могу жить без этого человека», «я схожу с ума», «мои родители меня не любят», «меня сделают счастливым алкоголь, наркотики, еда», «ничего никогда не изменится к лучшему».
Услышать и поддержать ребенка
На консультацию обратилась мама Екатерина с дочерью Марией 15 лет. В процессе беседы девочка-подросток говорила, что у нее нет сил и желания что-либо делать, в школе она многое не понимает и не успевает, в связи с этим упала успеваемость. Она также не принимала и критиковала свою внешность («Я толстая, жирная корова»), говорила об отсутствии близких друзей: «все думают про меня только плохое», и это мешало ей выстраивать дружеские отношения, отмечала непонимание ее состояния родителями. Родители отрицали состояние дочери, акцентировав внимание на том, что это все лень и она сама во многом виновата. «В процессе терапии с Машей мы разбирались с ее негативными убеждениями и мыслями о себе. Поняли, когда они появились, какие чувства она испытывала, что способствовало именно таким выводам. Девочка училась выражать свои эмоции, чтобы быть понятой окружающими, при этом не разрушая себя изнутри», — рассказывает специалист.
Параллельно велась психологическая работа с родителями, в процессе которой психолог помогала искать причины непонимания, разбирала конфликтные ситуации, прорабатывала стратегии поведения во взаимоотношениях с дочерью.
Как результат, в семье выстроились доверительные, поддерживающие отношения. У Марии появилась уверенность в себе, она догнала учебную программу и сейчас успешно учится в школе, у нее появились силы и энергия, она строит планы на будущее. Мария приняла свою внешность и с заботой стала относиться к своему телу. Исчез страх негативных мыслей со стороны окружающих и это позволило обрести друзей.
В случае возникновения любых психологических затруднений во взаимоотношениях с детьми и подростками жители столицы всегда могут обратиться к специалистам Московской службы психологической помощи за бесплатной психологической поддержкой. Запись на консультации на сайте msph.ru. Круглосуточный телефон неотложной психологической помощи: 051 (с городского телефона); +7 (495) 051 (с мобильного телефона).
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы