7 ноября 2022 года
Ребенок, воспитывающийся в семье, получает важный для самостоятельной жизни опыт не только от родителей, но и от других родных и близких. Для ребят, оказавшихся в центрах для детей-сирот, роль старшего друга берет на себя наставник. Его задача — помочь раскрыть потенциал ребенка, приобрести уверенность в себе, стать примером для подражания. Старшим товарищем может стать как социальный волонтер, прошедший специальную подготовку, так и сотрудник центра, к которому ребенок испытывает симпатию и доверие.
В России уже почти 20 лет действует программа профессионально организованного индивидуального наставничества для детей и подростков «Старшие Братья Старшие Сестры». Она готовит социальных волонтеров, которые становятся старшими друзьями для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, дарят им индивидуальное внимание, человеческое тепло и любовь. В Москве проект активно сотрудничает с центрами содействия семейному воспитанию: прошедшие подготовку наставники помогают в социализации живущих здесь ребят.
«Восхищаюсь воспитателями своего подопечного Егора, и, надеюсь, мое присутствие ему полезно тоже. Я в каком-то роде тоже играю для него роль проводника во взрослый мир», — рассказывает наставник воспитанника из Центра «Каховские ромашки» Ася Брагинская.
Отношения со значимым взрослым дают ребенку поддержку, позволяют лучше усваивать социальные навыки, а в перспективе помогают адаптироваться в обществе и успешно реализоваться в жизни. «За время нашего общения Егор стал более уверенным. В начале он много переживал, но сейчас я вижу изменения. Например, когда мы познакомились, он очень боялся животных, но, потом у меня появился кот, и страх у моего „младшего“ ушел. Я считаю это одним из моих главных достижений, счастлива, что он знает, что я у него есть и буду», — рассказывает Ася.
Опыт наставничества влияет не только на воспитанника, но и на самого волонтера. «Моя жизнь упорядочилась, я стала более активной, поскольку нужно придумывать, куда бы нам еще сходить и чем заняться. Теперь мыслю на перспективу: Егора ждет ряд судьбоносных решений, таких как выбор профессии, поступление в университет. Мне нужно заранее подготовиться, изучить этот вопрос, чтобы быть ему надежной опорой», — делится своим опытом Ася Брагинская.
«Бывает так, что ребенок сам выбирает себе значимого взрослого из числа сотрудников центра, где проживает. В учреждениях работают люди, неравнодушные и любящие детей, и такое явление у нас частое», — говорит старший воспитатель Центра «Алые паруса» Татьяна Семенова.
Задачи наставника и педагога схожи: поддержать ребенка в учебе, увлечениях, планах на жизнь, помочь адаптироваться в обществе, подружиться со сверстниками, а также передать полезные навыки.
«Мой лучший старший друг — Руфина Альмировна Юнусова. После учебы бегу к ней в кабинет, рассказываю все новости. Хоть она и не мой воспитатель, всегда найдет для меня время. Звонит, напоминает о важных делах, предлагает интересные занятия», — рассказывает воспитанница центра Анастасия.
После выпуска ребята часто сохраняют доверительные отношения со своими прежними наставниками и приобретают новых в лице специалистов службы постинтернатного сопровождения. Они помогают молодым людям разобраться с нюансами самостоятельного проживания: оплатой услуг ЖКХ, оформлением документов, пособий и льгот и т.д. А также поддерживают в вопросах получения профессионального образования, трудоустройства, создания семьи.
На заметку
Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы