Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

В особых семейных центрах детям с нарушениями здоровья помогают развить навыки общения

25 марта 2022 года

В особых семейных центрах детям с нарушениями здоровья помогают развить навыки общения

С начала 2022 года в особых семейных центрах для детей с особенностями развития провели более 250 занятий, которые помогают развить коммуникативные навыки. Как научить общаться безречевого ребенка, рассказывают специалисты особого семейного центра «Дом детей».

Основные средства, которые помогают заменить устную речь, — изображения и предметы, планшеты, коммуникативные кнопки, мобильные приложения. Логопеды, дефектологи и психологи подбирают их индивидуально, учитывают потребности и возможности ребенка.

У 15-летней Любы нарушена речь, она говорит неразборчиво, не выговаривает и пропускает согласные звуки. Девушка хочет общаться, но ее не понимают, и это провоцирует самоагрессию.

На занятиях с Любой педагог сначала сопровождал свою речь жестами, указывал на предметы, о которых говорил. Затем подключил карточки. Например, чтобы сказать «сейчас будем смотреть кино», педагог делал жест «смотреть» и показывал карточку «кино». Люба внимательно смотрела на педагога, повторяла за ним и постепенно овладела навыками альтернативной коммуникации. Теперь она может в понятной форме сообщать о своих желаниях, и ее понимают. В результате у девушки снизился уровень тревожности и выровнялось поведение.

9-летний Ваня отлично понимает речь, но не может говорить. У мальчика ослаблены кисти рук, он использует только указательный и средний пальцы правой руки, поэтому в качестве средства педагог выбрал коммуникативную кнопку. Это устройство с разноцветными кнопками, на каждую из которых можно записать сообщение (или отдельное слово: «пить», «домой», «здравствуйте»). Теперь Ваня может, например, сообщить о том, что он голоден, или поздороваться: в начале занятия нужно просто нажать на кнопку, и зазвучит приветствие. Мальчика этот момент всегда приводит в восторг.


«Когда ребенок не понимает, о чем говорят, ему становится сложнее осознать, что происходит вокруг. Возникает ощущение опасности и непредсказуемости, которое может спровоцировать агрессию и протест. Поэтому особенно важно, чтобы дети понимали, что их ждет в следующий момент», — объясняет Екатерина Полякова, учитель-дефектолог особого семейного центра «Дом детей».

Иногда на помощь приходят визуальные расписания. Это картинки, на которых показаны повседневные действия, например режим дня и все, что с ним связано. Для каждого значимого события подбирается картинка или предмет, который отображает суть происходящего. Педагог, опираясь на карточку с изображением, жестами объясняет ребенку, что они сейчас будут делать.

9-летняя Вика боялась новых людей и незнакомых мест. Она капризничала, ломала предметы. В семейном центре девочку научили пользоваться карточками-расписаниями. Используя их, мама обсуждает с Викой, куда они поедут, какие занятия будут сегодня, когда они вернутся домой. Обстановка за пределами дома стала более понятной, а значит, психологически безопасной для девочки. Снизилась тревожность и неосознанная агрессия.

«Некоторые родители опасаются, что использование символов и жестов может затормозить развитие речи ребенка. Но все происходит наоборот: карточки мотивируют ребенка расширять арсенал своих возможностей общения», — разъясняет учитель-дефектолог Ольга Скакун.

Помощь рядом

Московские центры социальной поддержки и реабилитации оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г. И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров», «Дом детей». При возникновении вопросов родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.

Также москвичи могут получить комплексную реабилитацию в учреждениях столичного Департамента труда и соцзащиты. Адреса и информацию о реабилитационных центрах можно найти на сайте департамента. Чтобы начать получать услуги в центрах реабилитации, родителю / официальному представителю ребенка с инвалидностью необходимо обратиться в территориальный центр социального обслуживания по месту жительства с необходимым пакетом документов.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми, Инвалиды

Новости по теме