15 ноября 2021 года
Выпускник Центра содействия семейному воспитанию «Спутник» Алексей Ждамиров — студент выпускного курса Театрального института имени Бориса Щукина, знаменитой «Щуки». Он признается, что не планировал связывать свою жизнь со сценой, но встреча с неравнодушными людьми и поддержка педагогов центра позволили ему поверить в себя и свой талант. И теперь уже он сам в статусе почетного гостя приходит в «Спутник», чтобы вдохновить ребят мечтать, ставить смелые цели и добиваться желаемого.
Как математик стал ведущим
Леша попал в школу-интернат № 4 (ныне Центр содействия семейному воспитанию «Спутник») в 2011 году. Добрый, коммуникабельный, он быстро влился в коллектив, стал душой компании. Очень хорошо учился в школе, особенно был увлечен точными науками, и казалось, что будущее он свяжет с математикой. Тем более что и сам Леша много времени уделял этому предмету: часами решал задачи, учил формулы.
Творческую натуру Алексея помог раскрыть случай: юношу назначили ведущим концертов, которые проходили в интернате. «Леша оказался невероятно обаятелен в этой роли. Ему удавалось создать атмосферу уютного семейного праздника и выстроить особые отношения с залом. Он умел так обратиться к кому-то, что хотелось ответить, — вспоминает социальный педагог центра „Спутник“ Нина Самхаева. — Мы все тогда понимали, что парень у нас очень творческий, но мало кто осознавал, что Леша может всерьез увлечься искусством и тем более поступить в театральный институт».
Важную роль в профессиональном самоопределении Алексея сыграли давние друзья центра «Спутник» — организаторы и педагоги студии «Дети Марии», разглядевшие в Леше актерский потенциал.
«Мария Елисеева и Александр Шишов обратили внимание на мои способности и стали активно вовлекать в театральные проекты студии. Мы ставили спектакли и даже несколько лет подряд ездили в Англию на шекспировский фестиваль. Читали там сонеты и показывали зрителям сцены из спектакля по пьесе Шекспира «Укрощение строптивой», где я играл главного «укротителя» Петруччо, — вспоминает Алексей. — Постепенно начал понимать, что театр поглотил меня полностью и мне все меньше и меньше хочется заниматься другими вещами. А со студией «Дети Марии» мы по-прежнему очень тесно сотрудничаем. Теперь я выступаю педагогом и режиссером. Недавно мы поставили спектакль «Дом, который построил Свифт».
Абитуриента спасла песня
Однако играть на сцене любительского театра — это одно, а стать профессиональным актером — совсем другое. В этом Алексею Ждамирову помогли директор АНО «Центр развития социальных проектов» Армен Попов и его программа «ПрофЗачет», в рамках которой выпускники учреждений для детей-сирот получают консультации и помощь при поступлении в учебные заведения Москвы.
Благодаря проекту Лешу заметила педагог Театрального института имени Бориса Щукина Валентина Николаенко: «Он выделялся среди прочих тем, что очень неплохо, даже скорее хорошо читал свою программу. Я его спросила, хочет ли он быть артистом, а Леша сказал: „Нет“. Я даже растерялась. Вдруг он говорит: „Я люблю оперу!“ Это меня и вовсе потрясло. Поняла, что ему обязательно нужно поступать к нам».
Готовиться к поступлению Алексею помогали педагоги «Спутника» и наставники из студии «Дети Марии». На экзаменах в «Щуку», где абитуриенты обычно читают прозу, стихи и басни, Алексей сразил приемную комиссию искренностью, выбрав отрывок из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». «Я готовился к поступлению очень серьезно, в моей программе было еще и стихотворение „Хорошее отношение к лошадям“ Владимира Маяковского. Комиссия отметила, что я читаю его очень хорошо и что редко люди в моем возрасте читают стихи с такой отдачей», — вспоминает студент.
Правда, успех на первых экзаменах так окрылил Алексея, что он чуть не провалил финальное испытание — решил удивить комиссию, выбрал произведение Петра Ершова «Конек-Горбунок», но не успел хорошо его подготовить. Материал оказался сырым, и зачисление в вуз было под угрозой. Лешу спасла... песня. Он так душевно и трепетно исполнил «Я люблю тебя, жизнь», что педагоги-экзаменаторы решили: парню место на курсе.
Искать свой голос
Сегодня Алексей учится на последнем курсе и уже сыграл в нескольких спектаклях студентов «Щуки». Это по-прежнему открытый и добрый молодой человек, готовый слушать и слышать педагогов и наставников, но умеющий отстаивать и свою точку зрения.
Своими творческими ориентирами молодой человек считает Дмитрия Крымова, Миндаугаса Карбаускиса, Юрия Бутусова, Максима Диденко и Кирилла Серебренникова — эти режиссеры, по его словам, предлагают зрителю познакомиться не столько с содержанием литературного произведения, сколько с собственным впечатлением от прочитанного.
«Даже если не стану актером, буду аниматором или педагогом. Главное — нужно говорить на важные для тебя темы, и тогда будешь искренен и понятен, а людям вокруг не захочется лукавить по отношению к тебе. Школа мастеров, к которым у меня сейчас есть возможность прикоснуться в институте, — Станиславский, Вахтангов — это отличная база, но дальше надо искать свой голос», — говорит Алексей.
Педагоги тоже прочат Леше будущее, связанное со сценой. «У меня есть ощущение, что после выпуска Алексей должен продолжить путь в творчестве и попытаться собрать свой коллектив, который будет существовать по его правилам и следовать его идеалам. Еще Леша может быть педагогом», — размышляет о будущем юноши его главный наставник в вузе Валентина Николаенко.
Путь добра
На днях Алексей побывал в родном «Спутнике» и встретился с воспитанниками центра. Как и много лет назад, когда вел здесь концерты, он вновь с легкостью сумел заинтересовать зрителей своей открытостью. Рассказал ребятам о самостоятельной жизни и учебе в вузе и провел мастер-класс по актерскому мастерству, в который включил упражнения на воображение и внимание.
«Знала, что Леша найдет контакт с нашими ребятами. Я всегда в него верила. Какой бы путь ни выбрал Алексей, уверена, что этот путь светлый, путь справедливости и добра. И мне хотелось бы пожелать Леше в будущем обрести семью. Он прекрасный человек и сумеет отлично воспитать своих детей», — уверена социальный педагог Нина Самхаева.
Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы