6 октября 2021 года
Социализация — это прежде всего общение. А что делать, если ребенок с множественными нарушениями развития лишен речи? В столичных центрах содействия семейному воспитанию таких ребят обучают навыкам альтернативной коммуникации. О том, как это происходит, рассказываем на примере одной воспитанницы.
Кира попала в столичный центр содействия семейному воспитанию в возрасте 5 лет. Она могла произносить только отдельные звуки и очень эмоционально реагировала, когда ее не понимали.
Специалисты центра — воспитатели, дефектолог и логопед — поставили перед собой задачу как можно скорее научить неговорящую девочку общаться с помощью альтернативных методов коммуникации. Начали с простых жестов: да, нет, привет, до свидания и т. д.
«Я обучала Киру общепринятым жестам, которые понятны всем. Ведь ребенок должен уметь объясниться с любым человеком. Воспитатели группы помогали закрепить полученные навыки в повседневной жизни», — рассказывает логопед Ольга С.
Кира оказалась очень способной ученицей: быстро научилась показывать рукой, чего хочет. Стала махать при встрече и прощании, радовалась, что ее понимают.
«Когда кто-то махал в ответ, малышка просто сияла от счастья. Она стала активной, позитивной, с интересом включалась во все виды деятельности», — вспоминают воспитатели.
Освоив азы, Кира начала учиться использовать карточки-пиктограммы, помогающие организовать режим дня. Логопед научила Киру соотносить символ на картинке с предметом и его действием. Например, зубная щетка — чистить зубы, чашка — пить.
Сейчас девочка активно использует в общении и жесты, и карточки. В ее речи появились комплексы звуков и короткие слова. Конечно, произносит она их нечетко, но это все равно большая победа.
В группе Кира чувствует себя уверенно, активно участвует во всех мероприятиях, любит танцевать, заниматься творчеством. А недавно у Киры открылся талант организатора — она легко может собрать девочек в группе на общую игру.
«Когда неговорящий ребенок овладевает коммуникацией, его возможности и социальные контакты расширяются. Мы видим, как такие дети становятся более уверенными, активными, открываются для общения со взрослыми и сверстниками», — отмечает специалист.
Познакомиться с Кирой и ее историей можно на портале «Моя новая семья» в разделе «Региональный банк данных детей-сирот».
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы