14 апреля 2025 года
290

Не ругайте ребёнка, если на уроках русского языка и литературы он допускает странные орфографические ошибки — возможно у него речевое нарушение и нужна помощь логопеда. Учитель-логопед Реабилитационной школы-интерната № 32 Ольга Фиалковская рассказала о том, почему ребёнок неправильно слышит, пишет и говорит, и как это исправить.
Что такое речевое нарушение и как оно влияет на грамотность
Бывает, что правила русского языка школьник знает наизусть, но всё равно допускает орфографические ошибки: неправильно переносит слова, не различает глухие и звонкие согласные, неверно выделяет ударение и не может подобрать проверочное слово.
«Скорее всего у ребёнка речевое нарушение. Он знает правила, но не может их применить. Он не понимает, что мы от него хотим: для него что „дуб“, что „дуп“, что „туп“, — одинаково звучащие слова. Это дизорфографическая ошибка — он действительно так слышит», — рассказала логопед.
Ольга объяснила, что орфографические ошибки делают все дети, потому что это связано с недостаточным усвоением правил русского языка или неумением применять их на практике.
Дизорфографические ошибки ребёнок делает, потому что он не способен услышать ударный слог, глухой или звонкий звук, определить часть речи и задать к ней нужный вопрос, не выделяет предлоги. Поэтому школьник с речевым нарушением не может применить правила русского языка на письме, даже если чётко их выучил.
Почему нарушается речь ребёнка
Обычно в дошкольном возрасте ребёнок активно общается со сверстниками и взрослыми, усваивает нормы родного языка. Благодаря коммуникации он учится узнавать и различать звуки речи.
«Как правило, такому ребёнку не нужны никакие логопеды. Он без специального обучения может на личном опыте усвоить то, как мы говорим. А в школе он уже будет оттачивать правила орфографии», — пояснила Ольга Фиалковская.
Если ребёнок по тем или иным причинам лишён возможности много говорить, в будущем у него могут возникнуть трудности с речью: не только устной, но и письменной. Поэтому такому ребёнку нужен специалист, чтобы корректировать специфические речевые нарушения.
Ещё одной причиной трудностей может стать чрезмерное использование гаджетов в повседневной жизни и отсутствие живого общения. Логопед рекомендует родителям внимательнее следить за тем, как их ребёнок проводит свой досуг. Важно социализироваться и обучаться не только с помощью новых технологий, но и в традиционных форматах детских игр, в живом и активном общении со сверстниками и взрослыми.
Как логопед корректирует речевое нарушение?
Когда стало понятно, что у ребёнка речевое нарушение, за дело берется специалист: на занятиях они играют в различные игры, которые формируют умение слышать и верно произносить звуки. Помимо игры как базового обучающего метода, существуют специальные более серьёзные подходы.
«Мы используем все анализаторы для коррекции речевого нарушения. Например, кладём ручку на горлышко и учимся анализировать, как звучат и ощущаются звонкие и глухие звуки — формируем фонетический слух, устраняем нарушение звукопроизношения, увеличиваем объём словарного запаса», — отметила специалист.
Логопеды вместе с ребёнком возвращаются на этап его активного усвоения звуков и проходят его в ускоренном темпе. Выполняют со школьниками специальные задания, учат их правильно ставить язык, открывать рот и дышать, произносить звуки. Так у детей формируется фонематический слух, который, в свою очередь, отражается на грамотном письме и устной речи.
«Не спешите делать выводы о качестве образования и способностях ребёнка, если ему „не даются“ правила русского языка или он не может понять самых простых законов орфографии. Обращайтесь к логопеду», — добавила Ольга Фиалковская.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы